ПОЛОЖЕНИЕ

о «Школе ухода» за гражданами пожилого возраста и инвалидами

Муниципальное Бюджетное Учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

Ссылка на скачивание Положение о Школе ухода

  • Настоящее Положение регулирует деятельность «Школы ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» (далее — «Школа ухода») является неотъемлемой частью системы долговременного ухода (далее - СДУ) регулирует деятельность по обучению работников Центра и родственников и (или) законных их представителей, граждан нуждающихся в постоянном постороннем уходе, работников учреждения, практическим навыкам общего ухода, а также обучению инвалидов, нуждающихся в приобретении навыков пользования техническими средствами реабилитации (далее – слушатели).
  • Школа ухода создается на базе Социально-реабилитационного отделения (СРО) п. Южный Мартыновского района являющегося отделением МБУ «ЦСО» и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения и тематических планов утвержденных директором центра.
  • Обучение слушателей практическим навыкам общего ухода за гражданами, нуждающимися в постоянном уходе, и инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации в Школе ухода осуществляется бесплатно, зачисление на обучение осуществляется по личному заявлению (Приложение №2)
  • В работе «Школы ухода» принимают участие сотрудники структурных подразделений (социальные работники, медицинские сестры, сиделки (помощники по уходу), специалисты по социальной работе, психологи (при наличии), юрисконсульты), а также могут привлекаться специалисты других организаций.
  • Целевой группой «Школы ухода» являются пожилые граждане и инвалиды, родственники, опекуны и другие лица, самостоятельно осуществляющие уход за гражданами, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию, нуждающиеся в постороннем уходе.

 

  1. II. Формы функционирования Школы ухода

 

  • Стационарная форма (на базе СРО).
  • Выездная форма (на дому или на базе Центра).
  • Дистанционная форма (онлайн-занятия, изучение методических материалов).
  1. Цели функционирования Школы ухода

 

        3.1.     Цели организации «Школы ухода»:

- повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, поддержание их эмоционально - психологического состояния и профилактика риска развития осложнений за счет обеспечения более качественного ухода в привычных домашних условиях;

- развитие технологий родственного ухода;

- оказание помощи и поддержки лицам, осуществляющим долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включая родственников, соседей, опекунов, добровольцев, социальных работников, помощников по уходу (сиделок) и прочих специалистов, осуществляющих долговременный уход, снижение у них психоэмоциональной нагрузки и уровня стресса.

     3.2.  Задачи Школы ухода:

- формирование знаний, умений и навыков по уходу за маломобильными или немобильными гражданами у лиц, осуществляющих уход на дому;

- создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает человек, нуждающийся в уходе и заботе;

- обучение инвалидов и граждан пожилого возраста практическим навыкам и методам самопомощи, пользованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными средствами;

- оказание психологической поддержки родственникам тяжелобольного человека и лицам, осуществляющим уход за гражданами с ограниченными способностями к самообслуживанию;

- создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в быту, обеспечение достойного, уважительного отношения к инвалидам и пожилым людям.

- оказание помощи в адаптации домашнего пространства к потребностям больного человека.

- повышение квалификации сотрудников МБУ «ЦСО», осуществляющим уход за получателями социальных услуг.

 

  1. Основные направления деятельности «Школы ухода»

           

4.1. Организация консультирования и обучения лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход на дому, основным принципам ухода, организации безопасного пространства с учетом потребностей конкретного человека, формирование навыков качественного ухода, в том числе по проведению гигиенических процедур, позиционирования, дезинфекции, пользования техническими и вспомогательными средствами реабилитации, профилактики осложнений и пр.;

4.2 Организация консультирования пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе по вопросам контроля за изменением состояния здоровья, оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации и организация социального сопровождения по вопросам социально-правового характера, психологической поддержки, обеспечения техническими средствами реабилитации, оказания медицинской

помощи;

4.3.  Организация обучения вновь принятых сотрудников основным принципам ухода за получателями социальных услуг.

4.4.  Содействие в оказании социальных услуг в соответствии с Индивидуальными программами предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ):

- Консультирование получателя социальных услуг и (или) его ближайшего окружения по вопросам социальной реабилитации.

- Обучение инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации.

- Консультирование по вопросам социально-средовой реабилитации.

- Консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого получателем оциальных услуг (для инвалидов, имеющих стойкие расстройства опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха).

- Оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно).

- Оказание помощи в защите прав и законных интересов получателя социальных услуг.

- Оказание помощи в оформлении документов и восстановлении утраченных

документов получателя социальных услуг.

4.5.  Обучение граждан, осуществляющих уход, пользованию техническими средствами реабилитации в рамках предоставления срочной социальной услуги в том числе «Предоставление во временное безвозмездное пользование технических средств реабилитации».

4.6.  Организация консультирования граждан в рамках предоставления срочной социальной услуги «Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг».

4.7.  Организация консультирования граждан в рамках предоставления срочной социальной услуги «Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей».

                                                              

  1. Организация работы Школы ухода

 

5.1.  Планирование, информационную поддержку и координацию работы «Школы ухода», осуществляет специалист по социальной работе МБУ «ЦСО» формирующий группы для обучения и прохождения практических занятий. Ведет учетно-отчетную документацию по форме согласно Приложения № 4,5;

- Предоставляет предложения директору Учреждения по освещению деятельности «Школы ухода» в средствах массовой информации.

5.2.   Заведующая социально-реабилитационным отделением организует работу по составлению тематического плана занятий школы. Приложение 6. Обучению навыкам общего ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Осуществляет контроль качества проведения занятий, составляемой учебной и информационно-методической документации.

5.3.   Непосредственную работу по подготовке и проведению занятий «Школы ухода» проводят специалисты по социальной работе, социальные работники или специально подготовленные помощники по уходу.

5.4.    Обучение   проводится в форме групповых и индивидуальных консультаций в полустационарной форме социального обслуживания в пределах компетенции «Школы ухода»

- индивидуальные занятия в форме социального обслуживания на дому.

- в полустационарной форме в помещениях центра с предоставлением услуг проката технических средств реабилитации

- в полустационарной форме в помещениях центра оказание консультативной психологической помощи (при наличии квалифицированного психолога) гражданам пожилого возраста.

5.5 Продолжительность и периодичность обучения зависит от выбранных тем и определяется преподавателем «Школы ухода». Курс обучения включает основные 19 тем. Продолжительность курса обучения 1-4 недели. Периодичность занятий определяется индивидуально. Численный состав группы Школы ухода не более 10 человек. Продолжительность одного занятия не более 1 часа.

5.6. Основанием для выполнения работы «Школы ухода» в отношении гражданина является ИППСУ и заключенный договор о предоставлении социальных услуг или заявление на предоставление срочной социальной услуги.

5.7.  Занятия проводятся со слушателями по всем темам курса или выборочным направлениям из программы «Школы ухода», либо теме запрашиваемой родственниками.

5.8.  В процессе обучения специалист «Школы ухода» должен:

- быть доброжелательным;

-определять проблемы и ресурсы слушателя и гражданина, нуждающегося в уходе;

- учитывать эмоциональное состояние всех участников процесса ухода, представление о заболевании и лечении;

- помогать слушателю в освоении материала;

- правильно выбирать методы и способы обучения;

- учитывать в обучении особенности долговременной помощи при хроническом заболевании;

- периодически оценивать методологию обучения и вносить необходимые изменения.  Основным механизмом, позволяющим оценить полезность и результативность программы, может быть обратная связь с клиентами. В Приложении №3 к настоящему Положению предлагается вариант анкетирования участников занятий с целью выявления дополнительной информации о лицах, за которыми осуществляется уход, анализа программ и услуг школы ухода и работы СДУ в целом.

5.9. Для родственников или лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, проживающих в отдаленных населенных пунктах организовывается выездная «Школа ухода» в рамках мобильной бригады учреждения социального обслуживания населения.

5.10. Информация о работе «Школы ухода» размещается на информационных стендах и сайте МБУ «ЦСО», в группе МБУ «ЦСО» социальной сети в Контакте. Возможно консультирование по телефону и с использованием мессенджеров Telegram и WhatsApp.

Информирование о работе «Школы ухода» также осуществляется при приеме на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

5.11.    Предоставление консультаций по направлениям работы «Школы ухода» фиксируется:

- у специалиста по социальной работе формирующего группы на проведение занятий- в «Электронной базе регистрации обслуженных граждан».

- в центре Учреждения с предоставлением услуг проката технических средств реабилитации - в «Журнале учета обращений граждан по вопросу

оказания срочной социальной помощи в виде предоставления во временное безвозмездное пользование технических средств реабилитации». (Приложение 1)

- в отделениях, осуществляющих социальное обслуживание в форме на дому,

проведенная работа отражается в отчетах социальных работников, медицинских сестер, помощников по уходу (сиделок) и обобщается в сводном отчете, формируемом заведующим отделением.

 

  1. VI. Права участников «Школы ухода»

 

6.1   Сотрудники, участвующие в работе «Школы ухода», имеют право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам их профессиональной деятельности;

- повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию);

- вносить предложения, направленные на повышение качества социального

обслуживания граждан и совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями;

- пользоваться информационными материалами и нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

- осуществлять обмен опытом со Школами ухода, действующими на базе других учреждений.

                                                                   

  1.   VII.    Ответственность

 

7.1.    Сотрудники, участвующие в работе «Школы ухода», обязаны:

- качественно и своевременно исполнять свои должностные обязанности;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в МБУ «ЦСО»;

- обеспечивать качественное предоставление услуг, проведение консультаций и ведение учетно-отчетной документации по деятельности «Школы ухода»;

- обеспечивать сохранность персональных данных и не допускать разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- обеспечивать выполнение распоряжений и поручений директора, связанных с организацией деятельности «Школы ухода», соблюдать обязанности, установленные настоящим Положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

к Положению о школе ухода

за пожилыми людьми и инвалидами

 

          Требования к оборудованию и расходным материалам

Школа ухода должна быть оборудована набором средств реабилитации и ухода (далее – ТСР), необходимых при наиболее распространенных ограничениях в самообслуживании, а также расходными материалами, позволяющими получить навыки безопасного и эффективного ухода за нуждающимся в помощи человеком.

 

Примерный перечень необходимых ТСР и оборудования:

 

Наименование ТСР

Количество

Ванна для мытья головы

1 шт.

Доска для пересаживания (скользящая)

1 шт.

Костыли (подмышечные, локтевые)

2 пары

Кровать многофункциональная

1 шт.

Матрас противопролежневый

1 шт.

Накладки на локти и пятки («сапожки»)

2 пары

Поворотный диск («жесткий») для ног

1 шт.

Подушки (холофайбер 50х70)

3 шт.

Приборы столовые

3 комплекта

Пояс для пересаживания

1 шт.

Скользящие простыни

2 шт.

Судно подкладное резиновое

1 шт.

Тумбочка/стол прикроватный

1 шт.

Кофта на молнии

1 шт.

Бинт эластичный универсальный с застежкой многоразового использования

4 шт.

Полотенца махровые (объемные)

2 шт.

Клеенка подкладная 1

1 шт.

Кресло-туалет

1 шт.

Кресло-каталка

1 шт.

Лесенка для подтягивания в кровати

1 шт.

Нагрудник для кормления взрослых

1 шт.

Одеяло холофайбер 140х200

2 шт.

Опора под спину

1 шт.

Поворотная подушка на сиденье («мягкий диск»)

1 шт.

Подушки (холофайбер 70х70)

3 шт.

Поильник

2 шт.

Пояс для перемещения

2 шт.

Расческа деревянная

1 шт.

Роллатор (с колесами на всех опорах)

2 шт.

Сиденье для ванн поворотное

1 шт.

Стул для мытья

1 шт.

Ступеньки в ванную с ручкой

1 шт.

Тазики пластиковые объемом 2 литра разного цвета

2 шт.

Ходунки (без колес)

2 шт.

Штаны на резинке

1 пара

 

Примерный перечень расходных материалов:

 

Наименование расходных материалов

Количество

Вата х/б.

1 упаковка

Линейка для измерения ран и пролежней бумажная

4 шт.

Набор повязок для лечения пролежней

3 набора

Нагрудник одноразовый

2 шт.

Образцы специализированной косметики для ухода (лосьон для тела увлажняющий, крем защитный, крем защитный с цинком, пена для мытья очищающая)

1 набор

Подгузники для взрослых разных размеров (маленький, средний, большой, очень большой)

4 упаковки

Подгузники для взрослых полуоткрытые разных размеров

4 упаковки

Набор образцов урологических прокладок

1 набор

Рукавица для мытья

2 шт.

Эластичные фиксирующие трусики (фиксаторы) для подгузников-вкладышей

2 шт.

Подгузники для взрослых открытые разных размеров

5 упаковок

Пеленка одноразовая впитывающая 90Х170 см

1 упаковка

Салфетки влажные (упаковка)

1 упаковка

Гигиенические полотенца (упаковка)

1 упаковка

Одноразовые пеленки

1 упаковка

Одноразовые перчатки

1 упаковка

Бинт медицинский эластичный фиксирующийся самоприлипающий

2 шт.

Марлевые салфетки стерильные (упаковка)

4 упаковки

 

 

 

 

Приложение 2

 к Положению о школе ухода

за пожилыми людьми и инвалидами

 

Директору МБУ «ЦСО»

 Мартыновского района. Т.В. Филипович
от ______________________________

________________________________
Адрес: __________________________
________________________________
Телефон: ________________________

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу зачислить меня в Школу ухода за пожилыми людьми и инвалидами.

Даю свое согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации, обработку моих персональных данных, включающих фамилию, имя, отчество, адрес проживания, контактный(е) телефон(ы), в целях осуществления действий по получению услуг в Школе ухода, а также анализа информации о деятельности Школы ухода.

 

 

 

_________________                                            _______________

(дата)                                                                           (подпись)

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Положению о школе ухода

за пожилыми людьми и инвалидами

 

Анкетирование слушателей школы ухода

 

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:

 

Уважаемый участник!

 

Мы стремимся сделать занятия в школе ухода лучше и полезнее, поэтому нам очень важно Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов этой анкеты.

 

  1. Была ли Вам полезна данная консультация?

 Да

 Скорее да

 Затрудняюсь ответить

 Скорее нет

 Нет

 

  1. Удобен ли Вам очный формат проведения консультаций?

 Да

 Нет

 Свой ответ______________________________________________________

 

  1. Удобен ли Вам будний день для проведения консультации?

 Да

 Нет, лучше в выходной

 

  1. Комфортно ли для Вас время проведения консультации?

Да

 Нет, удобнее было бы в __________________________________________________________________

 

  1. Консультацию на какую(-ие) тему(-ы) Вам хотелось бы получить?

1)__________________________________________________________

2) __________________________________________________________

3) __________________________________________________________

 

  1. Какими ещё другими услугами соцзащиты Вы (Ваш подопечный) пользуетесь:

Группами дневного пребывания

Приходящий соцработник (надомный уход)

Прокат технических средств реабилитации

Временное помещение нуждающегося в уходе в стационар на короткий период (социальная передышка)

Никакими из перечисленных

Другое (укажите)

_______________________________________________________________

 

  1. Откуда Вы узнали о школе ухода:

Рассказали в медицинском учреждении;

Рассказал социальный координатор / соцработник, приходящий на дом / помощник по уходу

Рассказали в центре социальной защиты

Рассказали в пункте проката технических средств реабилитации

Из объявления в медицинском учреждении

Увидел(-а) на сайте учреждения соцзащиты/медицинского учреждения

В профильных соцгруппах по проблеме, из форумов или других источников в интернете

Из других СМИ (телевидение, радио, наружная и другая социальная реклама)

 

  1. Возраст человека, за которым требуется уход:

До 18 лет

18-80 лет

Старше 80 лет

 

9.Наличие у него инвалидности:

Есть инвалидность

Нет инвалидности

 

  1. Этот человек пользуется техническими средствами реабилитации?

Да

Нет

 

  1. С какими проблемами по здоровью связана необходимость ухода (выберите один или несколько пунктов):

 Психические отклонения, деменция, невозможность оставить без присмотра

 Онкологическое заболевание

 ДЦП, травмы и переломы, тяжелые артриты, переломы шейки бедра, подагра и другие нарушения опорно-двигательного аппарата

 Инсульт, инфаркт, патологии сердечно-сосудистой системы

 Другое______________________________________________________

 

 

Комментарии

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Спасибо!

 

Приложение № 4

к Положению о школе ухода за пожилыми людьми и инвалидами в МБУ «ЦСО»

ОТЧЕТ о деятельности «Школы ухода»
          (отчетный период)

  1. Количество проведенных занятий

Количество проведенных занятий

ВСЕГО

из них в форме социального обслуживания

полустационарной

на дому

всего

групповые занятия

индивидуальные занятия

всего

групповые занятия

индивидуальные занятия

всего

из них в рамках «мобильных бригад»

всего

из них в рамках «мобильных бригад»

                 

 

  1. Численность обученных слушателей

Численность обученных слушателей

ВСЕГО

из них:

слушатели (за исключением специалистов учреждения)

специалистов учреждений

всего

из них в форме социального обслуживания

полустационарной

на дому

всего

групповые занятия

индивидуальные занятия

всего

групповые занятия

индивидуальные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационно-разъяснительная работа

Количество тематических материалов

разработанных

распространенных

ВСЕГО

буклеты

памятки

иные (указать)

ВСЕГО

буклеты

памятки

иные (указать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

к Положению о школе ухода за пожилыми людьми и инвалидами в МБУ «ЦСО»

ЖУРНАЛ

учета проведенных занятий «Школы ухода»

№ п/п

Дата проведения

(мм.гг.)

Тема занятий

Тип занятий (индивидуальное , групповое)

Форма социального обслуживания (на дому, полустационарная)

Кол-во часов

Категория слушателей

Количество слушателей

Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О. привлеченного специалиста, должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

к Положению о школе ухода

за пожилыми людьми и инвалидами

в МБУ «ЦСО»

 

 

Тематический план занятий

Школы обучения навыкам общего ухода за гражданами пожилого

возраста и инвалидами в МБУ «ЦСО»

 

Наименование темы занятий

Форма проведения

Количество занятий

Ответственный исполнитель

1

Оценка нарушений потребностей получающего уход. Проблемы коммуникации.

Групповая / индивидуальная

2

 

2

Старческая астения и другие гериатрические синдромы.

Групповая / индивидуальная

1

 

3

Основные группы неинфекционных заболеваний и их острые осложнения.

Групповая / индивидуальная

1

 

4

Безопасная жизнедеятельность

Групповая / индивидуальная

1

 

5

Общее понятие процесса ухода. Измерение жизненных показателей. Ведение документации.

Групповая / индивидуальная, практикум

1

 

6

Возможности использования ресурсов частично мобильных подопечных, исходя из принципов кинестетики.

Групповая / индивидуальная

1

 

7

Принципы и приёмы концепции Бобат

Групповая / индивидуальная, практикум

1

 

8

Помощь подопечному с ограниченной мобильностью  в пределах кровати.

Групповая / индивидуальная

1

 

9

Помощь подопечному с ограниченной мобильностью при передвижении. Средства малой реабилитации содействия мобильности при покидании кровати.

Групповая / индивидуальная, практикум

1

 

10

Помощь подопечному с ограниченной мобильностью при передвижении. Транспортировка при различных видах ограниченной мобильности и средства малой реабилитации содействия передвижению.

Групповая / индивидуальная, практикум

1

 

11

Гигиена и средства малой реабилитации содействия гигиене

Групповая / индивидуальная, практикум

2

 

12

Организация питания и кормления. Все, что необходимо знать о лечебном и сбалансированном питании. Кормление лежачего подопечного.

Групповая / индивидуальная, практикум

1

 

13

Управление физиологическими отправлениями.

Групповая / индивидуальная

1

 

14

Профилактика осложнения при уходе за кожным покровом.

Групповая / индивидуальная

1

 

15

Профилактика контрактур и уход при контрактурах

Групповая / индивидуальная

1

 

16

Профилактика и уход при пневмонии.

Групповая / индивидуальная

1

 

17

Профилактика тромбозов и уход при сердечно-сосудистых заболеваниях

Групповая / индивидуальная

1

 

18

Профилактика запоров и дегидратации

Групповая / индивидуальная

1

 

19

Помощь и уход при делирии

Групповая / индивидуальная

1